Права банкиров и вкладчиков
Банковский сервис позиционируется сервисом высокого полёта. Так ли это в реале? Соблюдаются ли права вкладчиков на том уровне, как этого требует этика государственных и негосударственных финансовых учреждений? Практика показывает наличие нарушений. Правда, не в том объёме, чтобы впору было объявлять тревогу. И тем не менее.
Права владельцев банковских счетов
Независимо от вида банковского вклада под проценты, большинство существующих прав относятся ко всем вкладчикам и несут в себе одинаковые положения. Однако различия в некоторых случаях встречаются. Так, если вклад открыт на конкретный временной период, банк не в силах изменять условия по вкладу без письменного согласия вкладчика. Напротив, если вклад не ограничивается временными рамками, банковское учреждение вольно изменять условия в одностороннем порядке. Единственный нюанс – обязательное предупреждение вкладчика.
Как раз в этом направлении нередко отмечается нарушение прав потребителя, когда одностороннее право трактуется на усмотрение банковских структур. Яркий пример – увеличение комиссии за пользование терминалами без каких-либо уведомлений. Зачастую пользуясь некомпетентностью клиентов, банковские структуры нарушают права клиентов, требующих выдачи средств. Законодательство устанавливает выдачу денег с депозита по первому требованию клиента. Между тем, некоторые финансовые организации прописывают в договоре пункт о предварительном уведомлении их со стороны клиента перед снятием наличных.
Интересный факт – согласно тому же законодательству, вклады всех российских банков имеют статус «отзывных». Поэтому, независимо от условий договора, вкладчик имеет полное право в любой момент забрать собственные деньги. У банка остается лишь право снизить процентную ставку по вкладу, но до размеров не менее ставки вклада «до востребования».
Комиссионный бум и расчёт дохода
Краткосрочные вклады под высокий процент и дополнительные комиссии – это тема, которая знакома многим клиентам банковских структур. В недавней истории были зафиксированы случаи грубейшего нарушения прав клиентов, когда достаточно известные банки вводили комиссионный сбор на случай досрочного закрытия счетов клиентами. По этим случаям были приняты несколько судебных решений в пользу вкладчиков. Кредитным организациям напомнили о том, что без согласия клиентов те не могут в одностороннем порядке принимать решения, оказывающие влияние на выгоду клиента.
Неточный расчёт процентов срочного вклада под проценты – эта несправедливость тоже встречается на просторах финансового рая. Казалось бы, совсем небольшая разница, всего лишь в несколько рублей, но не в пользу клиента. Намеренными такие действия назвать трудно. Скорее это чисто технические ошибки. Тем не менее, вкладчик остается внакладе, что непозволительно для серьёзной банковской организации.
Банковские манипуляции можно перечислять ещё и ещё. Только главный момент не в этом. Главное для вкладчиков – это скрупулезный контроль, когда становится востребованной отчётная документация (приходно-расходные документы), внимательно изучаются договора. Особой осторожности требуют нетиповые договора, которые рискуют сделать вклад недействительным.